Следует признать, что ложь и обман всегда сопровождали человечество, от первых дикарских племен до наших дней. Очень трудно полностью искоренить ложь. Если отбросить наши предрассудки, то можно сказать, что ложь иногда полезна, но это не значит, что она является добродетелью. Исследователям было интересно посмотреть, как меняется человеческая ложь при различных социальных взаимодействиях и как на это повлияли технологии.
Эта идея побудила Джеффа Хэнкока провести масштабное исследование на эту тему еще в 2004 году. Было интересно проверить, насколько верна гипотеза о том, что наличие «дальней связи» провоцирует ложь. В эксперименте приняли участие 28 студентов. Их попросили отчитаться обо всех своих социальных взаимодействиях и честно сообщить, сколько раз им пришлось солгать, если это было возможно. В то же время все студенты были активными пользователями Интернета, участвуя в социальных сетях и переписке по электронной почте.
Результаты оказались весьма интригующими. Оказалось, что люди чаще лгут в Интернете, если нет записей, а общение с собеседником синхронизировано. Под это определение попадают мессенджеры и социальные сети. С другой стороны, документированная переписка по электронной почте побудила участников исследования быть более откровенными. Теперь, несколько лет спустя, мы повторили эксперимент, с той лишь разницей, что в нем приняли участие 250 пользователей, а количество каналов взаимодействия значительно увеличилось.
И новые результаты практически идентичны выводам исследования, проведенного почти двадцать лет назад. И снова выяснилось, что самым «честным» каналом связи является электронная почта, а самыми «обманчивыми» — социальные сети и службы мгновенного обмена сообщениями. Но помимо этого, ученые заметили и другие особенности. В частности, они обнаружили, что то, решит человек солгать или нет, в большей степени зависит от его собственной склонности ко лжи, чем от канала межличностного общения.