«Пятилетним планам восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 -1951 гг. в Свердловске предусматривается строительство крупного радиозавода»
УРАЛЬСКИЙ РАДИОЗАВОД (УРЗ) №626 (п.я.7), Свердловск (Екатеринбург)
Полный текст статьи в формате PDF (15 Мб)
Просматривая как-то старые радиожурналы, я обратил внимание на статью «Советская радиопромышленность». Статья написана министром промышленности средств связи СССР, И.Г.Зубовичем, и напечатана на странице 16 журнала «Радио» № 5 за 1947 год. В одном абзаце есть такие слова: «Восстановлен и работает полным ходом Воронежский радиозавод, который уже превысил довоенный выпуск вещательных радиоприемников; возобновил работу Харьковский радиозавод; начато строительство больших Свердловского и Муромского радиозаводов».
Большой Свердловский радиозавод! Это же мой первый послевоенный радиозавод, на котором я работал с самого его рождения до становления как крупного государственного завода.
Где он был? Что выпускал? Много сегодня в Свердловске-Екатеринбурге заводов и организаций с радийным уклоном. Но мало, кто помнит, о первом в нашем городе Уральском радиозаводе, созданном в первые послевоенные годы. А он много лет выпускал в большом количестве радиовещательные радиоприемники «Москвич», «Искра»; радиолы «Урал-47», «Урал-49», «Урал-53», пользовавшиеся большим спросом у населения. Его продукция расходилась по всему Советскому Союзу. Много первопроходцев, работавших с самого начала строительства завода, сегодня уже нет. Нет и воспоминаний о том, что в первые послевоенные годы в Свердловске был такой завод. В то время я работал на УРЗ начальником цеха. Вот и решил, хоть немного рассказать о нем.
Кончилась война. Я, Юланов Лев Петрович, бывший радист 271, а затем 351 стрелковых дивизий, 1го и 4го Украинских фронтов, прошедших боевой путь от Северного Кавказа через всю Украину, Карпаты, Венгрию, Чехословакию, Польшу, Германию, и закончив войну в Праге, в декабре 1945 года демобилизовался и вернулся в свой родной Свердловск.
Каким он мне показался «маленьким» после тех огромных просторов, пройденных земель, после 8000 км, которые я прошел армейским пехотным шагом по дорогам войны. Был трижды ранен, даже похоронен у села Андреевка, Балаклейского района, Харьковской области. Так было написано в похоронке, врученной моему отцу. Но, к счастью, 8 марта 1943 года в том бою я был только тяжело ранен. Лечился во многих госпиталях. С августа 1943 года снова на фронт. Снова участие во всех боевых операциях моих новых дивизий.
Все это уже позади. Великая Отечественная война закончена с победой. Я вернулся в Свердловск. Месяц отдыха и надо устраиваться на работу. Время было еще трудное. Сначала хотел вернуться на свой радиоузел (Радищева 2), где я до войны работал дежурным техником. Снова к тем, кто провожал меня на фронт. К своим, до мелочи знакомым, усилителям ВУО-500.
Но наш сосед по квартире, Георгий Иванович Первушин, работавший тогда главным инженером Свердловской междугородней телефонной станции (Ленина 39), уговорил меня поступить к ним. В феврале 1946 года я поступил. Работа нравилась. Попал в дружный деловой коллектив. Много познал нового, особенно в области расчета, изготовления и настройки полосовых радиочастотных фильтров. Осенью этого же года поступил в УПИ на вечернее отделение.
В 1946 году на междугородке производилась установка новых многоканальных высокочастотных стоек на магистральных линиях связи с Москвой, Новосибирском, Читой, Хабаровском, Ленинградом, Киевом и другими городами СССР. Я был включен в бригаду по их монтажу и настройке. Работал с увлечением и с пользой для себя.
В конце 1946 года в газетах промелькнуло упоминание о строительстве в Свердловске радиозавода. С довоенных времен меня тянуло к эфирной радиотехнике, конструированию радиоустройств, тем более, что к этому времени опыт в радийных делах уже какой-то накопился: до войны техникум связи, работа на радиоузлах в городе и на Уралмаше, на радиостанции РВ-5, фронтовой радист и, кроме того, многолетний радиолюбительский опыт с довоенных времен по наследству от отца. А он в 1919-1922 годах был связистом во Второй Забайкальской кавалеристской бригаде. Демобилизовавшись, вернулся на Урал и проработал в органах связи 46 лет, пройдя путь от телеграфиста до начальника телеграфно-телефонного отдела Свердловского областного управления связи. Мама работала телеграфистом на почте на аппарате Морзе, и свою первую телеграмму без ошибки, состоящую из одного слова «мама», я передал еще в 1927 году.
С 1924 года с началом выпуска журналов «Радиолюбитель» и «Радио всем» отец увлекся радиолюбительством. Увлек со временем и меня. Строили мы детекторные и ламповые радиоприемники, а в 1935-1936 годах по материалам журнала «Радиофронт» № 5,7,11, построили 30-строчный телевизор Б-2 и смотрели Москву. Давно это было, но в памяти сохранилось.
Узнав в 1946 году о строительстве радиозавода, хоть и с трудом, уговорил я моих начальников на междугородке отпустить меня на радиозавод.
И вот я на радиозаводе. С февраля 1947 года зачислен регулировщиком радиоаппаратуры 7 разряда.
На заводе я рос довольно быстро. Вот выписка из трудовой книжки:
- 1947 год. С февраля – радиорегулировщик 7 разряда.
- 1947 год. 21 июня – старший техник лаборатории.
- 1948 год. 18 сентября – зам. начальника цеха.
- 1949 год. 23 мая – начальник цеха.
В 1946-1951 годах завод размещался в недостроенном железобетонном трехэтажном здании, расположенном в центральной части квартала, ограниченного улицами Ленина- Мамина Сибиряка – Малышева – Луначарского. Вдоль улицы Луначарского был построен длинный одноэтажный шлакоблочный корпус-времянка. Он тянулся от недостроенной части Дома промышленности (от улицы Малышева) и почти до улицы Ленина. В южной его части размещалась зона, где жили пленные немцы. Средняя отводилась под склад. А в северной части корпуса предполагалось оборудовать цех покраски изделий. Основные производственные площади завода должны были появиться с достройкой всех 7 этажей Дома промышленности по всему периметру сначала по улице Малышева (первая очередь). Затем по улице Луначарского (вместо времянки) и после этого закончить недостроенную северную часть Дома промышленности вдоль улицы Мамина Сибиряка. Строительные работы по улице Малышева с 1947 года шли полным ходом. Но до освоения этих площадей цехами и службами завода было еще очень далеко.
Полный текст статьи в формате PDF (15 Мб)