Молодые родители часто задают вопросы специалистам как разговаривать с малышом: произносить слова как для взрослого человека или сюсюкать, что должен уметь делать и говорить малыш в определенном возрасте. Гуляя с малышом и встречая знакомых, можно наблюдать такую картину: обращаясь к малышу, взрослый человек теряет серьезность и начинает лепетать исковерканные слова, гулить, причмокивать губами, показывать непонятные жесты.
Дети 3-х месячного возраста уже протестуют против общения с таким человеком, а те, кто уже умеет ползать, стараются отодвинуться как можно дальше. Маленькие груднички с интересом наблюдают за происходящим, но впоследствии принимаются копировать взрослых, так же сюсюкать и коверкать слова, что с трудом поддается исправлению.
Детские специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в первого дня его появления на свет, но произносить слова правильно и четко. Малышу важен не только зрительный контакт, но звуковое общение поможет родителям определить, слышит ли ребенок, как он реагирует на звуки, позволит определить, какие слова вызывают у крохи смех или попытку заговорить.
По мере роста и развития малыша необходимо усложнять уровень общения, в процессе которого заострить особое внимание на местоимениях. Малыш должен воспринимать свое имя на слух и реагировать на него. В старшем возрасте ребенок должен понимать что слово «ты» в реальности означает «я».
Примерные рекомендации уровня развития речи ребенка:
- От 6 до 12 месяцев малыша нужно научить показывать бытовые предметы и игрушки, объяснить, что он хочет. Если кроха радостно отвечает на приветствие, означает, что он хорошо воспринимает звуки и речь.
- От 12 до 24 месяцев ребенок обязан научиться выполнять маленькие просьбы, понимать значение слов «да» и «нет». Показывая разные предметы и называя их, родители развивают у ребенка зрительные навыки соотношения названия и предмета, подходить на зов, передать предмет названному человеку.
- От 24 до 36 месяцев малыш может усвоить до 400 слов. В течение последующего года ребенок должен знать окружающие предметы и называть их по именам, составлять предложения из двух-трех слов, выполнять сложно составленные просьбы, такие как взять яблоко и отнести папе.
- От 3-х до 4-х лет ребенок должен расширить словарный запас, легко ориентироваться в определениях прошлого и будущего, выстраивать логическую последовательность, уметь планировать ход игры.
- Ребенок старше 5-и лет может освоить навыки рифмования, группирорвать смысловые слова, разделяя их на группы: животные, растения, насекомые. Он так же должен произносить длинные сложные фразы. Дошкольник должен пересказывать сюжет детского фильма или книжки, уверенно отвечать на вопросы.