Сфера розничной торговли продуктами широка и многообразна. Она широко открыта для инвестиций. Потребность в продуктовом рынке настолько велика, что всегда остается место для нового предпринимателя. Это быстро и продуктивно развивающаяся сфера, полностью насытить которую просто невозможно. Активно прогрессируют всевозможные интернет-магазины по продаже продуктов питания. Популярна стала услуга предоставления фуд-коробок. Это набор продуктов для правильного полноценного питания определенного количества человек на выбранное время. К набору продуктов прилагаются простые рецепты их приготовления.
Постепенно отечественный продовольственный рынок захватывается всевозможными сетевыми магазинами и гипермаркетами. Практически в каждом городе можно встретить представителей той или иной масштабной сети. Но потребители зачастую отдают свое предпочтение небольшим проверенным точкам или продуктовым рынкам с их многообразием лотков и контейнеров.
Такая наполненность рынка оставляет огромные возможности для инвестора. В зависимости от предполагаемых инвестируемых средств можно выбрать масштабы и подходящую нишу для инвестиций. Можно как открыть собственный магазин, так и присоединиться к крупной сети. Стандартный процесс рентабельности розничной продовольственной торговли составляет 25 процентов. Для успешного старта бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в этой сфере. Желательно иметь реальный опыт торговли и знать особенности выбранной ниши.
Важным этапом открытия бизнеса является грамотное составление бизнес плана. В первую очередь необходимо определить тип открываемой торговой точки и форму торговли: оптовая или розничная. Нужно понимать какие масштабы планируется охватить:
- будет это небольшой магазинчик, целая сеть или большой гипермаркет;
- будет ли обслуживающий персонал или предполагается система самообслуживания, с наличием только обслуживаемых персоналом касс;
- время работы торговой точки, ведь довольно выгодно иметь круглосуточную точку, хотя это и сопряжено с некоторыми особенностями и трудностями.
От четкого определения приведенных выше факторов зависят дальнейшие шаги.
Итальянские предприниматели придумали удобную и распространенную классификацию форматов магазинов розничной торговли. Самые крупные – это, естественно, гипермаркеты или суперсторы. Площадь такого магазина составляет не менее 10000 кв. м. Однако обычно всего 40% торговой площади таких магазинов заняты продовольственной группой. Гипермаркеты строят свою независимую ценовую политику. Самые крупные гипермаркеты обычно расположены на окраине города или за его чертой.
Самые популярные городские сетевые магазины – это супермаркеты. Они размещаются в самых оживленных точках города, обычно возле станций метро или в местах обильного пешеходного и транспортного скопления. Ну и, конечно, не стоит забывать о так называемых минимаркетах, то есть обычных магазинах с расширенным ассортиментом.
Далее следует определение места расположения магазина и его конкурентоспособность в этом районе. Чтобы выбрать наиболее рентабельное место расположения торговой точки, необходимо обследовать рынок, и изучить потребности покупателей. Также важно расположение вокруг выбранного места таких заведений как школы, офисные здания, детские сады, высшие учебные заведения. После анализа местного рынка возможно для повышения рентабельности нужно будет добавить в продажу сопутствующие товары. Например, канцелярию или некоторые виды гигиенических товаров, бытовую химию.
После составления бизнес-плана будет точно ясно, какая сумма потребуется на этапах начального и дальнейшего инвестирования, и как быстро окупится вложенный капитал. Сума первоначальных затрат должна быть подкреплена фондом для покрытия непредвиденных расходов. Идеально если сумма, хранящаяся в нем, будет такой же, как и сумма начальных инвестиций.
При выборе и планировке помещения необходимо сразу продумывать размещение складской зоны, включая и зону с холодильниками для скоропортящихся продуктов, собственно торговый зал и зону подсобных помещений. Все помещения должны иметь хорошо налаженную систему кондиционирования воздуха.
Самый приятный и творческий момент – это придумывание названия, логотипа и вывески для магазина.
Тщательно и строго нужно отнестись к найму персонала. От профессионализма нанятых реализаторов зависит то, как быстро торговая точка наберет постоянную клиентскую базу и кто, собственно, в нее будет входить. Особую изюминку в оформление магазина всегда привносит форма обслуживающего персонала. Она должна быть удобна для работников, цветовая гамма должна соответствовать цветам логотипа, который и сам должен присутствовать в оформлении формы.
После продумывания и определения всех вышеперечисленных факторов начинается процесс бумажной работы. Оформляются юридические документы, проводятся многочисленные согласования с СЭС и другими инстанциями, заключаются договора с поставщиками. Перед фактическим открытием нужно продумать рекламную компанию для максимального привлечения первых клиентов.