Первому «радиосигналу бедствия» — 105 лет!

Как известно, А.С.Попов служил в военно-морском ведомстве и разрабатывал радиотелеграфию в первую очередь для нужд флота. Г.Маркони же первоначально внедрял беспроволочную связь в почтовом ведомстве между малыми островами Британского архипелага там, где прокладка кабеля по дну пролива была экономически убыточна. Одними из первых, радиотелеграфом оснащались маяки, многие из которых строились на островках, выдвинутых в море. Но кроме стационарных маячных башен имелись и т.н. «плавучие» маяки — специально оборудованные баржи (с облегченной башенной надстройкой), излучающие маячный сигнал и поставленные на якорь.

Ранним утром 3 марта 1899 г, во время густого тумана, на один из таких плавучих маяков — «Ист Гудвин» (был расположен у восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) натолкнулась баржа «Мэттьюз». С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее) впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж баржы добрался на шлюпках. Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с использованием радиосвязи.

Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11 месяцев. Hезадолго до этого, была построена радиотелеграфная линия (около 40 км) между островами Кутсало (около г.Котка) и Готланд (осенью 1899 г в данном районе сел на ель броненосец «Апраксин»). Руководил постройкой островных радиостанций А.С.Попов. Сообщение о том, что пятидесяти рыбакам грозит гибель стала первой служебной радиограммой, переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г, в 15 часов на борту ледокола «Ермак» получили радиограмму с приказом спасать рыбаков. Вскоре, 27 человек были доставлены на борт «Ермака» в Ревеле (ныне — Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению человеческих жизней с использованием радиосвязи.

Следует отметить, что «Международный регламент радиосвязи» и «Перечень специальных сигналов» появились позже. В те времена, позывные сигналы радиостаний выбирались, как правило, двухбуквенными — с использованием производных от локальных названий местности.

В 1903 г в Берлине собралась Первая международная радиотелеграфная конференция (в составе делегации от России был А.С.Попов), которая рекомендовала использовать телеграфный сигнал бедствия, как «SSS DDD» (вместо «CQ» — Сome Quick, применявшегося по негласному соглашению ранее). Однако фирма Маркони к радиостанциям ее производства прикладывала собственный «Регламент связи», в котором сигнал бедствия выглядел как «CQD» (Come Quick Danger).

В 1906 г, снова в Берлине, собралась Международная конференция, на которой был предложен сигнал «SOE», но и его забраковали, т.к. букву Е («точку») легко пропустить на фоне сильных помех и продолжали использовать сигнал «CQD». В соотетствии с «Международной радиотелеграфной конвенцией» 1906 г, для связи с судами были отведены волны длиной 300 и 600 м.

Телеграфний сигнал бедствия «SOS» был введен в международную практику профессиональной радиосвязи в 1908 г и неофициально расшифровывается как «Save Our Souls» («спасите наши души»), а официально — он очень удобен и прост при его передаче азбукой Морзе (три точки — три тире — три точки).

Но, по инерции, использовали и «CQD» (например: в апреле 1912 г, с борта «Титаника», в первые часы передавали только сигнал «CQD» и лишь в конце катастрофы — поочередно «SOS» и «СQD»).

В конце того же 1912 г, в Лондоне прошла очередная Международная конференция, которая ввела более жесткий «Регламент радиосвязи», включащий требования круглосуточной радиовахты на судах и обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения радиообмена, был введен Q-код. Было принято решение об обязательном наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м (500 кГц).

В 1927 г, на Международной конференции в Вашингтоне было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых и радиостанциях. Кроме того, каждый час в течении шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т.н. «частоте бедствия») все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов «SOS». Ввели сигнал срочности — «ХХХ», предваряющий срочное сообщение и сигнал безопасности — «ТТТ», предваряющий сообщения по навигации и о погоде.

В 1932 г, в Мадриде, очередная конференция ввела т.н. «периоды молчания» на частоте 500 кГц: с 15 по 18 и 45 и 48 минуты каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили не более чем 16 стандартных слов (по системе»РARIS») в мин. — т.е. 80 знаков.

Каирская Конференция 1938 г узаконила телефонную частоту бедствия — 1650 кГц, а также «периоды молчания» на ней (первые 3 минуты каждого часа).

Конференция 1947 г в Атлантик-Сити заменила 1650 кГц на 2182 кГц.

Женевская Конференция 1959 г перенесла трехминутные периоды молчания на четверть часа (00-03 и 30-33). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота и на УКВ (156,8 МГц).

Примечания:
1. Сигнал тревоги для телефонии — поочередная передача синусоидальных тональных сигналов с частотами 1300 и 2200 Гц.
2. 05.02.1900 по новому стилю — это 24.01.1900 по старому стилю. Hекоторые издания дают дату 6 февраля — это ошибка перерасчета: по 28 февраля старый стиль (12 марта по новому стилю разница была 12 дней, а с 29 февраля — 13. 1900 г — високосный только по старому стилю, а по новому — нет).

Литература и источники:
1. Л.Ф.Черниев. «Азбука судовождения» (для ПТУ) [«Транспорт»; М.; 1984].
2. А.И.Суханов. «Радиосвязь на промысловом флоте» (для курсантов — радистов мореходных училищ) [«Легкая и пищевая промышленность»; М.; 1984].

Оцените статью
Добавить комментарий